государственное бюджетное учреждение дополнительного образования тверской области "спортивная школа олимпийского резерва по ледовым видам спорта имени олимпийского чемпиона ю.м. михайлова"

Тренерская гостиная


"Факторы спортивного отбора или Кто становится олимпийским чемпионом": монография, Тимакова Т.С., Москва, 2018 г.

Методические рекомендации "Основы тренировочного процесса в детско-юношеском спорте", Тарасова Л.В., Москва, 2022 г.

Методические рекомендации "Спортивная подготовка и проблема перетренированности", Чурганов О.А., Москва, 2022 г.

 

Методические рекомендации и комплексы упражнений для развития координационных способностей

Комплекс упражнений для развития координационных способностей у спортсменов этапов начальной подготовки отделения конькобежного спорта (дисциплина шорт-трек)                                                                                          

Составители:

Тренер-преподаватель по шорт-треку  Симон А.И. 

Тренер-преподаватель по шорт-треку  Серенко С.В. 

Тренер-преподаватель по шорт-треку  Симон А.А.

 

 1.Пояснительная записка 

На данный момент конкуренция в спорте крайне высокая, спортсмены, в том числе из-за нее, подошли к предельным результатам. Это значит, что человеческих сил и способностей уже не хватает. В помощь спортсменам приходит фармакология, развитие спортивного инвентаря, совершенствование методик подготовки и восстановления. Так, например, многие спортсмены практикуют занятия йогой, на что раньше бы посмотрели, как на пустую трату времени. Исходя из данной ситуации, спортсменам можно предложить развивать свои координационные способности.

Во многих видах спорта соревнования различаются по погодным условиям, конфигурации и подготовки трассы. Например, в лыжных гонках каждые соревнования будут меняться погодные условия (снег, дождь, ветер), конфигурация трассы (крутые повороты, спуски, полки и контр-уклоны), подготовка трассы (жесткая, мягкая, ледяная), в легкой атлетике будут меняться погодные условия (ветер, дождь) на стадионе и конфигурация трассы в соревнования в городе (марафонский бег, ходьба), в велоспорте погодные условия (дождь, снег, ветер), конфигурация трассы (спуски, выполаживания, повороты) и подготовка трассы (очистка от мусора, крошка на асфальте). Кроме погодных условий и организационных моментов, очень быстро развивается инвентарь: новые лыжи, велосипеды, коньки, кроссовки. Коньки и ботинки шорт-трековика во многом отличаются от обычных беговых. Ботинки значительно выше, жёстче с литым пластиковым низом, повторяющим форму ступни. Лезвия коньков несколько короче, что объясняется особенностями прохождения дистанции: на прямой спортсмен делает, как правило, всего 2-3 шага, а при прохождении виражей - 4-8 шагов, при этом на него действует большая центробежная сила, а наклон достигает 15-18о. В беге на коньках по короткой дорожке спортсмены развивают высокие скорости (9.3 - 8.5 сек на круг). Также дополнительные трудности для хорошего результата создают соперники, находясь в плотной группе и постоянно перемещаясь для занятия более выгодной позиции в забеге. Не удивительно, что при таких скоростях нередки падения, особенно на выходе группы из крутого виража. Координационные способности помогают приспосабливаться к различным возникающим условиям. Таким образом, развитие координационных способностей является достаточно актуальной темой. За счет них можно отодвинуть границы предельных результатов еще дальше. 

1.1  Координационные способности

Под координацией понимают способность человека максимально рационально согласовывать все движения частей тела в процессе решения конкретной двигательной задачи. Данное понятие можно охарактеризовать и несколько иначе. Это возможность человека управлять собственными движениями.

Наш опорно-двигательный аппарат включает в себя огромное количество звеньев, обладающих более чем сотней степеней свободы. Именно поэтому управление данной системой является процессом весьма сложным. По мнению создателя современной биомеханики ученого-физиолога Бернштейна, высказанному им в 1947 г., координация движений состоит в преодолении степеней свободы. Это превращает звенья в послушную человеку систему.

Классификация координационных способностей

Особо тщательному изучению ловкость человека стали подвергать, начиная с шестидесятых годов прошлого века. При этом с каждым годом специалистами выявляются все новые и новые координационные способности. На сегодняшний день среди их видов насчитывается 3 общих, а также 20 специальных, которые проявляются специфически (равновесие, пространственная ориентация и т. д.). Координационные способности (КС) – это те возможности человека, которые определяют его готовность оптимально управлять двигательными действиями и регулировать их. Многочисленными экспериментальными и теоретическими исследованиями выделено три основных вида КС. Это специальные, специфические, а также общие.

Специальные КС. Эти координационные способности человека, относимые к однородным группам движений, связанные с психофизическими механизмами.

Специальные КС систематизируют по возрастающей сложности. Так, выделяют:

 - пространственные движения тела (акробатические, гимнастические);

 - перемещение предметов (переноска грузов, подъем тяжестей);

 - манипулирование движениями разными частями тела (удар, укол и т. д.);

 - циклические и ациклические действия;

- метательные упражнения, выявляющие меткость (жонглирование, городки, теннис);

 - защитные и атакующие действия в спортивных и подвижных играх

 - баллистические движения (метания мяча, ядра или диска).

К Специфическим КС относят несколько иные координационные способности:

- к ориентированию, то есть к точному определению положения тела;

 - к изменению параметров движения в целях получения высокой экономичности и точности работы пространственных и силовых мышц;

 - к реагированию, то есть к точному и быстрому выполнению кратковременного целого движения при появлении ранее известного или неизвестного сигнала или его части;

- к перестройке двигательных действий при меняющихся условиях окружающей среды;

 - к согласованию или соединению отдельных движений в единую двигательную комбинацию;

 - к равновесию, то есть к сохранению устойчивости при статическом или динамическом положении тела;

- к ритму или точному воспроизведению заданного двигательного действия.

          Общие КС - это способности третьего вида, которые являются своего рода обобщением специальных и специфических. В процессе физического воспитания педагог нередко наблюдает воспитанников, которые хорошо выполняют различные задания на равновесие и ориентирование, ритм, реагирование и т. д. Другими словами, у этих детей хорошо развиты общие координационные способности. Однако чаще всего встречаются иные случаи. Например, ребенок обладает высокими КС к циклическим движениям, показывая низкий уровень ловкости в спортивных играх. К общим координационным способностям относят потенциальные, а также реализованные возможности индивида, которые определяют его готовность к оптимальной регуляции и управлению разнообразными по смыслу и по происхождению двигательными действиями. Нередко случается так, что координационные способности существуют в скрытом виде до начала движения. В таком случае они являются потенциальными. Реализованные или актуальные КС проявляются в данный конкретный момент времени. Также координационные способности классифицируются на элементарные и сложные. К первым из них относится возможность человека к точному воспроизведению пространственных параметров движений. Сложные координационные способности это возможность индивида к быстрой перестройке двигательных действий при внезапно изменяющихся условиях.

 Двигательные способности с точки зрения воспитательного процесса.

Определение основных понятий этих двигательных возможностей с педагогической точки зрения не может содержать в себе только знания о «преодолении избыточных степеней свободы».

 Дело в том, что координационные способности, определение которых весьма обширно, во многом зависят от успешности решения поставленной задачи. При этом можно выделить три вида КС. Первым из них является нервная координация. Она осуществляется при согласовании нервных процессов и мышечного напряжения. Второй вид координации – двигательная. Она осуществляется при сочетании перемещений всех звеньев тела во времени и в пространстве. Есть еще и мышечная координация. Она представляет собой процесс передачи мышцами команды управления на все участки тела.  

Какими еще бывают координационные способности? Определение, классификация этих возможностей человека различают сенсорномоторные, а также моторно-вегетативные КС. От них напрямую зависит качество решения поставленной задачи. Первая из этих двух разновидностей КС напрямую связана с деятельностью опорно-двигательного аппарата и работой таких сенсорных систем, как слуховая, зрительная и вестибулярная. Другими словами, в процессе осуществления двигательной деятельности человек задействует органы чувств. Это помогает ему познать состояние окружающей среды и чутко реагировать на происходящие в ней перемены. Сенсорно-моторный тип КС позволяет сделать анализ внешних сигналов и сопоставить их с внутренними, совершающимися в организме.

Что представляют собой моторно-вегетативные координационные способности? Определение этих двигательных возможностей человека идет через проявление всех функций организма. Дело в том, что любое перемещение тела в пространстве и во времени напрямую связано с работой вегетативных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной, гормональной и т.д.), которые обеспечивают мышечную деятельность. Это подтверждено результатами многочисленных исследований. Например, в случае отсутствия систематических тренировок и при наличии заболеваний, утомлений или сильного эмоционального воздействия происходит дискоординация различных функций организма, которые обеспечивают работу мышц. Все это отражается на качестве решаемой двигательной задачи.

Координационные способности человека, средства их воспитания широко используются в спортивной практике. Дело в том, что от этих двигательных возможностей индивида зависит его предрасположенность к определенному виду деятельности. Это должно учитываться при воспитании у детей определенных навыков и умений.

Факторы, влияющие на координационные способности

Координационные способности человека выражаются в его возможностях, зависящих от:

 - точного анализа своих движений;

- деятельности различных анализаторов, в том числе и двигательных;

 - решительности и смелости;

 - сложности двигательного задания;

 - возраста;

 - уровня развития иных двигательных способностей;

- степени общей подготовленности.  

Для того чтобы повысить степень возможностей человека при решении двигательных программ, необходимо использовать физические упражнения, которые:

- направлены на преодоление координационных трудностей;

- требуют от человека быстроты и правильности, а также рациональности движений;

 - новы и необычны для исполнителя;

- в случае повторения выполняются с изменением условий или двигательных действий. Если предлагаемые упражнения удовлетворяют пусть даже одному из вышеперечисленных требований, то их уже можно назвать координационными. В настоящее время разработано большое количество подобных комплексов. 

1.2 Ловкость как часть координационных способностей 

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки (Л.П. Матвеев, 1976).

Ловкость - возможность человека быстро (но своевременно) совершать точные движения и двигательные действия (Е.П. Ильин, 1986).

Таким образом, ловкость выступает в роли интегрального проявления координационных способностей (Ю.Ф. Курамшин). Различие координационных способностей и ловкость заключается в том, что ловкость проявляется в неожиданных ситуациях, например, в играх, скоростном спуске на лыжах, в соревнованиях с массовым стартом (при условии, что количество участников больше необходимой ширины трассы). Двигательная находчивость - специфический и существенный признак ловкости, то, что отличает ее от координации движений. Н.А. Берштейн пишет, что ходьба по полу не требует ловкости, а ходьба по канату нуждается в ней, потому что двигательно выйти из такого положения, которое создается канатом, непосредственно сложнее, чем из того, которое имеется на ровном полу. В ситуациях, связанных с проявлением ловкости, всегда присутствует элемент неожиданности.

Ловкость зависит (Г.П. Виноградов):

  • от запаса двигательных умений
  • от взаимодействия различных физических качеств
  • от способности к расслаблению
  • от тонуса мышц
  • от деятельности ЦНС (внутримышечная координация зависит от работы мотонейронов, возбуждения и расслабления двигательных единиц)
  • от деятельности анализаторов
  • от способности правильно воспринимать движения и возникающие ситуации
  • от быстроты адаптации к изменяющимся условиям
  • от специализированных восприятий (чувство ритма, времени и т.д.)

Виды ловкости

Вариант Л.П. Матвеева:

  • координация
  • поздно-статическое и динамическое равновесие
  • специфические "чувства".

Вариант В.И. Ляха:

  • правильность движений (адекватность и точность)
  • быстрота движений (своевременность)
  • рациональность (целесообразность и экономичность)
  • находчивость (стабильность и экономичность)

Вариант В.Н. Платонова:

  • способность к овладению новыми движениями
  • умение дифференцировать и управлять различными характеристиками движений
  • способность к импровизации и комбинациям в процессе двигательной деятельности 
  1. Средства развития координационных способностей


        Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет:

- изменения пространственных, временных и динамических параметров;
- внешних условий;

- изменения порядка расположения снарядов, их веса, высоты;

- изменения площади опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; 
- комбинирования двигательных навыков: сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; 
- выполнения упражнения по сигналу или за ограниченное время.

      Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии. 
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья. 

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт. 
Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями. К ним относят:

- подводящие упражнения, способствующие освоению и закреплению технических навыков и технико-тактических действий того или иного вида спорта;
- развивающие упражнения, направленные главным образом на развитие специальных координационных способностей, относящихся к конкретным видам спорта;
- упражнения, развивающие специфические координационные способности: к ориентированию в пространстве, ритму, равновесию, вестибулярной устойчивости и др.;
- упражнения, вырабатывающие и улучшающие специализированные восприятия (чувство планки, оружия, снаряда, воды); сенсомоторные реакции (в боксе, фехтовании, борьбе); мнемические (оперативная двигательная память) и интеллектуальные процессы (быстрота, способность к предвидению ситуации, инициативность); речемыслительные процессы (проговаривание вслух с одновременным осмыслением двигательных действий).
      Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей. 
Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению. 

2.1. Методы развития координационных способностей

      Чтобы улучшить координационные способности человека для этого существует много различных разработок. В основе таких занятий лежит двигательная активность.

Методы вариативного упражнения для формирования координационных способностей можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования.

      К первым можно отнести три группы методических приемов:
Первая группа – приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия:

- изменение направления движения (бег или ведение мяча с изменением направления)
- изменение силовых компонентов (прыжки в длину в пол силы, в треть силы)
- изменение скорости или темпа движений (выполнение ОРУ в среднем, быстром и замедленном темпе)

- изменение ритма движений (разбег в прыжках в длину или высоту).
- изменение исходных положений (выполнение ОРУ в положении стоя, лежа, сидя, в приседе)
- варьирование конечных положений (бросок мяча вверх из И.п. стоя – ловля сидя)
- изменение пространственных границ, в которых выполняют упражнение (игровые упражнения на уменьшенной площадке)

- изменение способа выполнения действия (прыжки в высоту с использованием разных вариантов техники прыжка)

Вторая группа – приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:
- усложнение привычного действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши)

- комбинирование двигательных действий (соединение хорошо освоенных акробатических и гимнастических элементов в новую комбинацию)

- зеркальное выполнение упражнения (смена толчковой ноги в прыжках)
Третья группа – приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования:

- использование различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий
- усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования.
- выполнение освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата.
- совершенствование техники двигательных действий после дозированной физической нагрузки или на фоне утомления

- выполнение упражнений в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль
- введение заранее точно обусловленного противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх (отработка финта только на проход влево)

      Методы не строго регламентированного варьирования содержат следующие примерные приемы: 
- варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды
- варьирование, связанное с использованием в тренировке непривычных снарядов, инвентаря
- осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических двигательных действий в условиях не строго регламентируемых взаимодействий соперников или партнеров

- игровое варьирование связанное с использованием игрового и соревновательного методов.
        Методы строго регламентированного варьирования должны занимать больше места при формировании координационных способностей в младшем школьном возрасте, не строго регламентированные – в старшем.

Широкое применение в развитии координационных способностей занимают игровой и соревновательный методы. Также используют специализированные средства и методические приемы: средства кино циклографической и видеомагнитофонной демонстрации, позволяющие анализировать технику движений, метод идеомоторного упражнения – мысленное воспроизведение двигательных ощущений, методические приемы лидирования и т.д.
Еще возможно использование преподавателем метода круговой тренировки, как организационной формы проведения занятия. 

2.2  Критерии оценки координационных способностей

       Критерий – признак, на основе которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо. В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака (Ю.Ф. Курамшин):

  • правильность выполнения движения
  • быстрота результата
  • рациональность движений и действий
  • двигательная находчивость

Эти критерии имеют качественные и количественные стороны. К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а количественным - точность, скорость, экономичность и стабильность движений (Ю.Ф. Курамшин).

    Примером оценки может служить метание в цель, челночный бег, продолжительность ведения мяча и т.д.

 

  1. Комплекс упражнений для развития координации движений у спортсменов этапов начальной подготовки отделения шорт-трека

Цель - повысить уровень координационных способностей у спортсменов отделения шорт-трека на этапах начальной подготовки. 

  1. Простые подводящие упражнения (выполняются на отрезке 20 метров по 1 разу)

Бег с высоким подниманием бедра

Бег с захлестыванием голени

Бег с отталкиванием прямых ног вперед

Приставные прыжки боком

Бег с крестным переступанием в сторону

Бег спиной вперед

Выпады вперед

Выпады в сторону

Ходьба «гуськом»

Прыжки с места (одинарный, тройной) 

   2. Прыжковые упражнения средней сложности (применяется до полного освоения и автоматического выполнения, после могут применяться в качестве разминки) 

  1. Прыжки на скакалке (на двух, на одной ноге, скрестно, двойное вращение, бег на месте, прыжки  с продвижением вперед, смешанные прыжки, прыжки на количество за интервал времени). Выполняются по заданному количеству прыжков или заданному интервалу времени.
  2. Лестница координационная (прыжки на двух, на одной ноге, прямо, боком, переменные и одновременные движения ногами в различных вариациях). Выполняется поточным методом с соблюдением интервалов друг от друга.
  3. Ступенька (15-20см) спрыгивания, запрыгивания на двух и одной ноге, прямо, боком.
  4. Прыжки через барьеры высотой 40-60см. (выставляются по прямой с одинаковым расстоянием. Можно менять расстояние и положение барьера, добавлять между прыжками кувырки и т.п.)

       3.Беговые упражнения различной сложности (применяются как для развития координационных способностей, так и для развития быстроты) 

  1. Челночный бег. (Выполняется одинаковыми или разными по длине отрезками из различных исходных положений)
  2. Бег с изменением направления по заданной траектории. (Выполняется индивидуально,  вокруг конусов в различных вариациях на время) 
  1. Специальные упражнения различной сложности (применяются как для координационных способностей, так и для развития технических навыков) 
  1. Равновесие в посадке на двух ногах
  2. Равновесие в посадке на одной ноге
  3. Равновесие в посадке на балансировочном диске
  4. Приседания на двух и одной ноге в посадке на прямой поверхности и на балансировочном диске.
  5. Переменная работа рук в посадке (имитация движений рук при скольжении по прямой)
  6. Переменная работа ног в посадке с отталкиванием в стороны и подведением толчковой к  опорной ноге  (имитация движений ног при скольжении по прямой)
  7. Попеременная работа рук и ног в посадке с отталкиванием в стороны и подведением толчковой к опорной ноге  (имитация скольжения по прямой)
  8. Приседания на двух и одной ноге в посадке под углом на тренировочной ленте.

(имитация выталкивания в повороте) .

Упражнения выполняются по заданному количеству или заданному интервалу времени.

Все упражнения разучиваются поэтапно, начиная с первого года подготовки. Обучение начинается с подводящих упражнений, после усвоения переходим к обучению упражнений средней сложности, затем разучиваем специальные упражнения. Обучение основным упражнениям проходит параллельно в зале и на льду, в коньках, на месте и в движении. Строго контролируется правильное выполнения упражнений. 

Также в тренировочном процессе используются и другие технические упражнения,   элементы, развивающие специальные координационные способности спортсменов. 

 

 

Элементы техники

 

 

 

Начальная подготовка

Тренировочный     этап

                                    год обучения

1

2

3

1

2

3

4

5

Посадка

+

+

+

 

 

 

 

 

Положение рук

+

+

+

 

 

 

 

 

Положение ног

+

+

+

 

 

 

 

 

Отталкивание

+

+

+

+

+

 

 

 

Перенос тела с ноги на ногу

+

+

+

 

 

 

 

 

Перепое тела с носок на пятки

 

+

+

 

 

 

 

 

Работа рук в беге по прямой

 

+

+

 

 

 

 

 

Имитация работы рук на месте

 

+

+

 

 

 

 

 

Многоскоки с работой рук

+

+

+

 

 

 

 

 

Имитация работы рук с ходьбой в гору

 

+

+

 

 

 

 

 

Имитация работы рук с максимальной амплитудой

+

 

 

 

 

 

 

 

 Ходьба на коньках по полу в помещении

+

 

 

 

 

 

 

 

Легкие подскоки на коньках

+

+

 

 

 

 

 

 

Ходьба на коньках выпадами

 

 

 

 

 

 

 

 

Перенос тела с ноги на ногу полустоя

+

+

 

 

 

 

 

 

То же в посадке

 

+

+

 

 

 

 

 

На льду движение коньками вперед-назад

+

+

 

 

 

 

 

 

Скольжение в равновесии полустоя на 2-х коньках

+

+

 

 

 

 

 

 

Упражнения для отталкивания на льду

+

+

 

 

 

 

 

 

«Самокат»

 

+

+

 

 

 

 

 

«Фонарик»

+

 

 

 

 

 

 

 

«Змейка»

+

 

 

 

 

 

 

 

Скольжение в посадке на 2-х коньках

+

+

 

 

 

 

 

 

Отталкивание правой в сторону

+

+

+

+

 

 

 

 

То же левой

+

+

+

+

 

 

 

 

Бег по восьмерке

 

 

 

+

+

+

+

+

Отталкивание только правой ногой

+

+

+

+

 

 

 

 

Отталкивание только левой ногой

+

+

+

+

 

 

 

 

Имитация бега по повороту безрук

 

 

 

 

+

+

+

+

Имитация бега по повороту с одной рукой

 

 

 

 

+

+

+

+

Имитация бега по повороту с двумя руками

 

 

 

 

+

+

+

+

  

 

 

Элементы техники

 

 

 

Начальная подготовка

Тренировочный     этап

                                    год обучения

1

2

3

1

2

3

4

5

Имитация поворота в гору

 

 

 

+

+

+

+

+

Имитация поворота с сопротивлением партнера (на ленте)

 

 

+

+

+

+

+

+

Имитация смещения в тройках

 

 

 

 

+

+

+

+

Имитация поворота прыжками

 

 

 

 

+

+

+

+

Имитация поворота с максимальной амплитудой

 

 

 

 

+

+

+

+

Смещение тела в сторону

 

 

+

+

+

+

 

 

«Пьяный шаг»

 

 

+

+

+

+

 

 

Скольжение полустоя на 2-х коньках — равновесие на одном коньке

+

 

+

+

+

+

 

 

«Цапля»

 

+

+

 

 

 

 

 

«Саночки»

+

+

+

+

 

 

 

 

«Пистолетик»

 

 

 

+

+

+

+

+

Скольжение в посадке на 2-х ногах, разметка между коньков

 

 

+

+

+

 

 

 

Скольжение в посадке на одной ноге (нога сзади)

 

 

 

+

+

+

+

+

То же на другой

 

 

 

+

+

+

+

+

То же нога в стороне

 

 

 

 

+

+

+

+

Прокат на одном коньке, нога медленно заводится назад по дуге

 

 

 

 

+

+

+

+

То же на другой

 

 

 

 

+

+

+

+

Смещение с задержкой свободной ноги у опорной на повороте

 

 

 

 

+

+

+

 

 То же с постановкой свободной ноги к опорной

 

 

 

 

+

+

+

 

Катание, не отрывая коньков от льда

 

 

 

+

+

+

+

+

Полустоя по повороту, отталкивание только правой ногой

 

+

+

+

+

+

 

 

То же в посадке

 

 

 

+

+

+

+

+

Отталкивание правой с освобождением левой ноги от тяжести тела

 

 

 

 

+

+

+

+

В полупосадке перенос правой ноги через левую ногу

+

+

+

+

+

+

+

 

То же в посадке

 

 

+

+

+

+

+

 

 Катание по повороту в координации в парах

 

 

 

 

+

+

+

+

Катание по повороту малого радиуса

 

+

+

+

+

+

+

+

Катание по повороту прыжками

 

 

 

 

 

+

+

+

Катание по повороту различного радиуса без рук

 

 

 

+

+

+

+

+

+

 

 

Элементы техники

 

 

 

Начальная подготовка

Тренировочный этап

         год обучения

1

2

3

1

2

3

4

5

Катание по повороту - с одной рукой

 

 

+

+

+

+

+

+

Катание по повороту - с двумя руками

 

+

+

+

+

+

 

 

Вход в поворот с левой ноги

 

 

 

 

+

+

+

+

Вход в поворот на 1 маркере

 

 

 

+

+

+

+

+

С заездом на прямой внутрь круга

 

 

 

 

+

+

+

+

Выход из поворота с максимальной частотой шагов

 

 

 

+

+

+

+

+

Пробегание прямой в 4—6 шагов

+

+

+

+

 

 

 

 

Техника стартового разбега

 

 

+

+

+

+

+

 

Техника стартовых шагов

 

 

+

+

+

+

+

+

Выход из поворота на последнем маркере

 

 

 

 

+

+

+

+

Пробегание поворота в два шага

 

 

 

+

+

+

+

+

Пробегание поворота с максимальной частотой шагов

 

 

+

+

+

+

+

+

Бег по повороту малых  радиусов

 

 

 

+

+

+

+

+

Дуга па правом коньке в беге по повороту

 

 

+

+

+

+

 

 

Дуга на левом коньке в беге по повороту

 

 

 

 

 

+

+

+

Спираль на правом коньке

 

 

 

+

+

+

+

+

Спираль на левом коньке

 

 

 

 

 

+

+

+

Вход в поворот с правой ноги

 

 

 

 

+

+

+

+

В своей практической работе тренер использует все богатство средств и методов воздействия на организм и личность молодого спортсмена. Грамотное планирование, сочетание разнообразных тренировочных методов, умелое педагогическое взаимодействие со спортсменом, использование современных технических средств, индивидуализированный подход к личности спортсмена – все это должно повышать уровень подготовленности конькобежца.

Существенное значение для обеспечения системности подготовки имеет взаимосвязь и взаимопроникновение средств и методов  подготовки. Например, использование средств  специальной подготовки для наращивания специальных физических качеств или использование тренировок по физической подготовке для формирования отдельных качеств специальной готовности.

Конечным итогом готовности спортсмена является результат, показанный им на официальных соревнованиях.

 

Методические рекомендации: управление стартовыми состояниями в шорт-треке.

Составители:

Тренер-преподаватель по шорт-треку  Голубева К.А. 

Заместитель директора по спортивной подготовке Черненко Е.С.

 

Рост спортивных результатов, увеличение конкуренции, ответственность спортсмена за результат увеличивают нагрузку на психику спортсменов. Возрастает уровень психической напряженности спортсмена, которой определяется балансом процессов возбуждения и торможения.

Уровень психической напряженности в соревнованиях по шорт-треку зависит в основном от факторов, воздействующих на психику: вид соревнования, уровень готовности спортсмена,  мотивация и т.п.

В программу соревнований по шорт-треку  включаются  индивидуальные и командные забеги (эстафета).

Командный забег – это передача эстафеты при помощи касания участника  команды, состоящей из 4-5 человек. Упавший участник может быть заменен другим спортсменом.

Понаблюдав за определенным спортсменом на соревнованиях, можно заметить свойственную именно ему тенденцию к преодолению предстартового состояния.

Cреди спортсменов есть те, кто показывает стабильный результат и те, кто неожиданно для себя превосходит результаты, зафиксированные  на учебно-тренировочных занятиях; а также те, кто выступает менее успешно, чем      в контрольных забегах на учебно-тренировочных занятиях. Иногда происходят  непредвиденные обстоятельства: вмешиваются объективные факторы, случаются какие-то везения или же, наоборот, невезения. Соперники ведут себя непредсказуемо или неспортивно, может повредиться  спортивная экипировка или подведет покрытие льда (деформация вследствие падения спортсменов, большого количества забегов между заливками льда и др.).  

Именно настрой, степень уверенности в себе и готовность преодолевать трудности, навыки самоконтроля – то, что позволит или не позволит реализовать физическую форму, наработанную на тренировках. Поэтому психологическая готовность - это неотъемлемый элемент подготовки, которым не следует пренебрегать.

Различают четыре состояния соревновательной готовности спортсмена:

1) Состояние недостаточного возбуждения  проявляется в вялости, недостаточной сосредоточенности на предстоящем забеге. Внешне спортсмен спокоен, однако он не способен максимально реализовать свои функциональные возможности, его действия часто характеризуются несвоевременностью.

Такое состояние бывает у молодых спортсменов, которые не ставят перед собой целей достижения наивысшего результата. Даже квалифицированные  и опытные спортсмены (при недостаточной подготовленности) иногда снижают уровень своих притязаний, что также  может привести к недостаточному психическому возбуждению. При повторении  такого состояния вырабатывается своеобразный рефлекс на обстановку, который впоследствии трудно преодолеть.

2) Состояние оптимального возбуждения. В этом состоянии спортсмен ощущает готовность и желание соревноваться, способен объективно оценивать  свои действия, партнеров по команде, соперника, получать удовлетворение от своих движений и действий, уверенность в своей подготовленности добиться планируемого результата. Такое состояние - наилучшее для достижения  высоких спортивных результатов, полной реализации функциональных возможностей.

3) Состояние перевозбуждения. Спортсмен  излишне возбужден, чрезмерно активен, раздражителен, вспыльчив, нетерпим к окружающим.  Спокойный в учебно-тренировочных условиях спортсмен в предстартовом состоянии становится упрямым, злым, грубым, чрезмерно придирчивым.

В таких условиях тренеры и товарищи по команде должны  сочетать терпимость  и внимательность с требовательностью и принципиальностью.

Главное в этих случаях - не допустить попыток оправдать свое состояние и поступки неблагоприятно сложившимися условиями. В противном случае в будущем такое состояние может привести спортсмена к постоянному выискиванию причин, оправдывающих слабый спортивный результат и его поведение. С чрезмерным возбуждением следует систематически бороться. Организм  спортсмена в таком состоянии склонен к рефлекторным заболеваниям, что практически не дает ему возможности реализовать имеющийся уровень подготовленности, и создает предпосылки к еще большему оправданию плохого выступления в соревнованиях.

4) Состояние торможения вследствие перевозбуждения.

Внешне проявляемая пассивность – результат травмирующих переживаний, неприятных ассоциаций, нежелания соревноваться и др. Наступает апатия, психическая и физическая вялость, иногда возникают невротические реакции.  Спортсмен понимает ненужность навязчивых мыслей, боязни не показать  планируемый результат, но не может от них избавиться.

Состояние торможения  вследствие перевозбуждения и состояние недостаточного возбуждения  при внешнем, нередко одинаковом, проявлении требуют различных способов регулирования  (что не всегда учитывается даже опытными тренерами).  В состоянии недостаточного возбуждения спортсмену  необходимы  активно возбуждающие средства управления: скоростные и силовые упражнения в разминке, массаж, будоражащие и действующие        на уровень самооценки спортсмена беседы и пр.

Состояние торможения требует внимательного и спокойного отношения к спортсмену, малоинтенсивной разминки (лучше уединенной).

Каждое из состояний имеет бесчисленное множество вариантов, зависящих от индивидуальных особенностей спортсмена, уровня его подготовленности, конкретного состояния, характера соревнований и др.  Возможны случаи, когда все четыре вида психического напряжения  (в той или иной степени) проявляются у одного и того же спортсмена на протяжении длительного турнира или нескольких разных соревнований, поэтому очень важной является предстартовая работа тренеров и психологов по профилактике возможных негативных стартовых состояний спортсменов.

Многочисленные наблюдения за практикой выступлений спортсменов в соревнованиях, результаты специальных исследований убедительно показывают, что чрезмерное эмоциональное возбуждение (перевозбуждение), сопровождающееся неуверенностью, тревожностью, мыслями о последствиях неудачного выступления и пр., как правило, обрекают спортсмена на неудачу  еще до выхода на старт.

В зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, его физических и психических качеств, этапов спортивного совершенствования возможны разнообразны подходы к решению оптимизации стартового состояния и управления им.

Каждый спортсмен в процессе подготовки должен выработать свои способы регулирования психического состояния в соответствии с учетом своих личностных характеристик, уровня подготовленности и соревновательного опыта (табл.).

При рациональном психическом настрое на предстоящие соревнования повышенное возбуждение должно быть направлено не на переживания и опасности, а на концентрацию внимания на узловых компонентах технико-тактических и функциональных проявлений, учет которых обеспечивает успешное выступление в соревнованиях. Такой настрой формирует уверенность в своих силах, вызывает активное желание победить. Спортсмены, настраивающиеся на соревнования таким образом, перед стартом оживлены, общительны, легко устанавливают контакт со зрителями, уверенно ведут себя перед стартом. Однако под этой внешней маской скрывается целеустремленность, сосредоточенность, концентрированное внимание.

Рациональная подготовка к стартам связана с концентрацией внимания спортсменов на основных для шорт-трека двигательных действиях, мыслях, ощущениях и отвлечением от посторонних факторов, которыми насыщенны подготовка к стартам и участие в соревнованиях.

Опытные тренеры ведут кропотливую работу в этом направлении. Они вместе с учениками подробно изучают основных соперников, особенности их техники и тактики, сильные и слабые стороны; знакомят учеников с местами соревнований – условиями для разминки, отдыха, восстановления и др.